воскресенье, 18 января 2009 г.
Посмотрите на Китай и не говорите, что у вас кризис
Кризис продолжает наносить сокрушительные удары по мировой экономике. Он глобален, бьет по всем странам, ни одна не избежала проблем. Но все же какие-то страны испытывают заметное падение ВВП, в их числе и Россия. В первом квартале 2009 г. экономика сжалась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Похожие показатели у США и Великобритании, еще хуже дела в Японии, Украине, Латвии и ряде других государств. А отдельные страны переживают не рецессию, в них наблюдается лишь снижение темпов роста. Так, Индия и Китай пусть и отказались от амбициозных планов десятипроцентного подъема, но в первом квартале их экономики подросли приблизительно на 6,5%.
Показатели Индии можно хотя бы частично объяснить ее недостаточной вовлеченностью в процесс глобализации, относительно небольшими объемами экспорта, что делают ее менее зависимой от общемирового спада, чем, скажем, Россию, жестоко пострадавшую от падения спроса и цен на сырье и энергоносители. Но Китай... Его экономика в огромной степени зависела от экспортных поставок, прежде всего в США, которые (поставки) в одночасье обвалились, разоряя тысячи мелких и крупных предприятий Поднебесной. Китай испытал мощнейший шок от потерь на внешнем рынке, финансового кризиса, обвала фондового рынка, от девальваций валют в соседних странах, которые стали более привлекательны с точки зрения снижения издержек (прежде всего речь идет о Вьетнаме и Лаосе) и куда поэтому стали перетекать средства зарубежных инвесторов. Ситуация, в которой оказалась китайская экономика, была похожа на российскую. Схожесть дополняло наличие у обеих стран больших золотовалютных резервов (у Китая - первых на планете, у России - третьих), которые могли быть использованы на смягчение последствий кризиса. При этом Китай, в отличие от нас, продолжил рост. Конечно, Россия - не Китай. Но, вероятно, антикризисный опыт Пекина заслуживает хотя бы того, чтобы его знать.
Главное решение, которое было принято после начала мирового кризиса, - резко увеличить государственные расходы, приняв в дополнение к ранее одобренному бюджету специальную антикризисную программу ценой под 600 млрд долларов. Эта программа, по замыслу ее творцов, должна была в первую очередь заместить потерю внешнего спроса резким наращиванием спроса внутреннего.
Полтриллиона юаней (один юань стоит около 5 рублей) предназначены на то, чтобы сократить налоги предприятий и тем самым обеспечить им дополнительный инвестиционный потенциал.
Большое внимание уделено наращиванию программ в жилищном секторе. Считается, что именно строительство способно создать максимальное количество рабочих мест и загрузить смежные отрасли. В Китае - при всех коммунистических порядках - бесплатного, социального жилья нет, все покупают квартиры и дома за свои кровные и по ипотеке. Так вот, 400 млрд юаней выделено на субсидирование цен продаваемого жилья и ставок ипотечных кредитов.Накачиваются ассигнования в развитие инфраструктуры, строительство которой должно также помочь рассасыванию безработицы, стремительно растущей из-за закрытия ориентированных на экспорт производств в городских центрах Восточного побережья. 370 млрд юаней ассигнуется на улучшение сельской инфраструктуры. При этом ставится задача в ближайшие годы асфальтировать дороги во все населенные пункты страны. Крупные дополнительные расходы (1,5 трлн) предусмотрены на развитие систем электрогенерации и электрических сетей, а также на строительство и реконструкцию железных дорог. Наращивание индустриального и инфраструктурного строительства должно компенсироваться программами в области охраны окружающей среды, которые также объявлены приоритетными. На них будет истрачено 210 млрд юаней.
Одновременно провозглашен курс на ускоренное создание инновационной экономики и выдвинута программа структурных реформ, которая должна быть реализована до 2011 года. Сюда же подверстана и программа возрождения десяти системообразующих отраслей.
Китай никогда не славился продвинутой социальной политикой. До сих пор даже пенсии получает абсолютное меньшинство пожилых людей. Тем более примечательны крупные социальные проекты, реализуемые в антикризисных целях. На программы в сферах здравоохранения и образования намечено истратить дополнительно полтора триллиона юаней. На мартовском пленуме ВСНП было озвучено решение увеличить расходы на науку и образование в 2009 г. на 25,6%, и это при том, что в предыдущем году они уже выросли на 16%.
Центральное место в финансовой политике государства заняло обеспечение доступности кредита. Китай, как и все остальные члены "большой двадцатки" (за исключением России), снизил ставку рефинансирования: в четыре захода - с 7,6 до 5,3%. В банковскую систему, как и у нас, накачивалась немалая ликвидность, но она не ушла на покупку иностранной валюты - юань неконвертируем, а ожидания девальвации отсутствуют. Ликвидность ушла на кредиты предприятиям, объем которых за три первых месяца 2009 г. чуть ли не превысил годовой объем предыдущего, при этом процентные ставки снижены. Объем денежной массы за год вырос на 17%. Китайцы, в отличие от нас, инфляции не боятся. Считается, что дешевый кредит и вызванное им и государственными льготами растущее предложение позволят ценам оставаться на приемлемом уровне. И действительно, несмотря на резкий рост госрасходов, высокой инфляции в Китае не наблюдается.
Нельзя не обратить внимание и на то, что Китай использует мировой кризис для наращивания международных позиций, увеличивая объемы своих зарубежных инвестиций и кредитования, расширяя свое культурное и образовательное присутствие. Только за 2008 г. внешние инвестиции Китая выросли на 60%, достигнув 52 млрд долл. В этом году ожидается еще больший рост. Мы наслышаны о 25-миллиардном кредите нашим энергетическим гигантам, в обмен на который Китай получает многолетние гарантированные поставки российской нефти по нынешней - весьма низкой - цене. Но китайцы осуществляют сейчас выгодные приобретения по всей планете - от Австралии и Африки до Европы и Америки, - скупая на будущее заметно подешевевшие активы.
Вместе с тем Китай продолжает вносить самый весомый вклад в поддержание на плаву американской экономики, разместив 727 млрд долларов в государственных облигациях США и оставаясь их крупнейшим кредитором (Япония кредитует США на 626 млрд, Великобритания - на 130, Бразилия - на 127, Россия - на 116 млрд долларов). При этом китайское руководство откровенно критикует экономическую политику США, поддерживает идею альтернативной доллару резервной валюты, призывает к созданию новой системы глобального финансового управления, которая отразила бы возросшую роль крупных развивающихся экономик.
Итак, Китай использует кризис для расширения внутреннего рынка, развития инфраструктуры, инновационной экономики, завоевания новых позиций в мировой экономике. Согласитесь, такой подход выглядит стратегическим.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий